Бельское казачье объединение

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БЕЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В чем заключается уникальность казачества? Что способствовало его сохранению, развитию на протяжении почти шести веков и предопределило возможность возрождения сегодня? Аналогичные формы обществ практически сошли с исторической арены в XII – XX вв., а казачество претендует на свою нишу в XXI веке.
По мере восхождения России по пути демократических преобразований наше общество стало возвращаться к утраченным ценностям, осознавать необходимость возрождения казачества. Ему на протяжении ряда столетий самой историей была предопределена роль воспитателя патриотизма различных слоев и сословий государства Российского, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.
21 сентября 2001 года как общественное объединение в составе Союза казачьих формирований было образовано многонациональное Бельское казачье войско Республики Башкортостан. Бельское казачье войско РБ является наследником исторических традиций Башкирского казачьего войска, созданного 10 апреля 1798 г. Указом императора Павла I.
Несмотря на многонациональный характер Бельского казачьего войска РБ, за всю его историю не зафиксировано ни одного конфликта на почве межнациональных отношений, тем более притеснений по национальному признаку. Была в войске и религиозная веротерпимость: в нём с XVIII в. мирно уживались православие и мусульманство. Мусульманские мечети сосуществовали с православными храмами, священники и имамы сопровождали уходившие на службу казачьи части. Надо сказать, что объединяющим войсковое казачье сословие началом всегда являлась идея верности присяге.
Сейчас россияне имеют возможность свободного выбора вероисповедания в соответствии с их национальной принадлежностью. Особенно хорошо это видно на примере Башкортостана: благодаря конструктивному подходу руководства республики осуществляется единственно верная и взвешенная политика в решении межнациональных и межэтнических взаимоотношений. Как результат такой политики, мы имеем взаимное проникновение культур и взаимное духовное обогащение народов Башкирии. Казаки воссозданного Бельского казачьего войска РБ связывают утверждение в нашей республике гражданского мира и согласия с тонким и мудрым подходом её руководства к решению этого вопроса.
БКВ РБ работает в постоянном контакте с основными религиозными конфессиями – Башкортостанской митрополией Русской православной церкви и Духовным управлением мусульман России. Непосредственно участвуем в проведении религиозных праздников, оказываем необходимую помощь конфессиям, в том числе обеспечиваем правопорядок на территории храмов и мечетей.
Российское казачество овеяло себя неувядаемой славой в Отечественной войне 1812 года. В преддверии 200-летия Победы над армией Наполеона по инициативе Войского атамана БКВ РБ Гулая В.П. 10 сентября 2004 года на территории кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе был установлен памятник герою Отечественной войны 1812 г. — партизану, военному писателю и поэту генерал-лейтенанту Денису Васильевичу Давыдову. В его партизанских отрядах доблестно сражались башкирские казаки первого Тептярского полка Башкирского казачьего войска под командованием есаула Темирова.
Наш земляк великий писатель Сергей Тимофеевич Аксаков был родовым казаком по линии прадеда его матери Марии Николаевны Зубовой. Аксаков писал о Башкирии: «Обильный край, благословенный. Хранилище земных богатств!». Его семья олицетворяла всю Россию, в которой счастливым образом соединились славянская и тюркская кровь. Это кровное родство стало сутью истинного евразийства. Воспитанию у молодёжи братского отношения к народам России призвано служить сегодня возрождающееся казачество.

История возникновения и становления непосредственно башкирского казачьего войска начинается с конца XVIII в., а именно с момента установления кантонной системы управления на территории Башкирии. Ранее, еще с момента вхождения башкир в состав русского государства, одним из условий вхождения была воинская повинность, состоящая в помощи русскому государству по охране границ. Кроме охраны границ, башкиры принимали участие практически во всех войнах, которые вело русское государство. Так, например, они были включены Иваном IV в состав русских войск в Ливонской войне в 1558 г.; во время Смутного времени башкирские конники входили в состав войска нижегородского воеводы Алябьева А.С. и участвовали в сражениях против войск Лжедмитрия II, Петр I использовал башкир в Северной войне. Все эти мероприятия правительства, связанные с привлечением башкир к военной службе приводят к тому, что башкирское население по своему сословно-правому положению начинает сближаться с казаками.
О.А. Игельстром, будучи наместником, а впоследствии военным губернатором края, развил самую энергичную деятельность по переводу башкир и мишарей в военно-казачье сословие. 22 апреля 1789 г. О.А. Игельстром разделил башкир по командам (юртам): 20 908 башкирских дворов было разделено на 103 юрты, которые управлялись назначенными им же юртовыми старшинами и их помощниками (52 чел.). Кроме того, 63 походных старшины и 213 сотников следили за военно-сторожевой службой башкир. В среднем на одного чиновника приходилось 48,5 двора, что облегчало наблюдение за образом жизни и поведением населения. Такой порядок являлся переходным к кантонной системе управления. Однако башкиры, неся военную службу, пока что находились не в военном, а гражданском управлении. Только 30 января 1797 г. О.А. Игельстром «по службе взял» башкирский народ в военное ведомство, но все же по «домостроительству и тяжебным делам» оставил в гражданском ведомстве. Последнее разделение управления было узаконено правительством 23 февраля 1797г.
Пунктом 1 Указа Павла I от 10 апреля 1798 г. «Введение кантонной системы управления башкирами и мещеряками. Именной, данный генералу от инфантерии барону Игельстрому, с приложением примечания на описание Оренбургской линии» пояснялось следующее: «Сделать точное изчисление башкирцев, казаков и калмыков в состоянии нести службу, считая по летам от 20 до 50 лет и разделить их по кантонам, и в разсуждении нарядов, наблюдать крепко, чтобы ближние кантоны отправляли службу по ближней их дистанции на линии».
Всего было образовано 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Одновременно было образовано 5 кантонов оренбургских казаков.
Службу несли за собственный счет. На службу наряжали по очереди в возрасте от 20 до 50 лет. Затем отслужившие казаки переводились на внутреннюю службу в качестве писарей, посыльных, сторожей. В среднем 1 человек выставлялся от 4-5 дворов. Команды, выступающие в дальние походы, переходили на содержание казны. Снабжение оружием, одеждой, лошадьми и съестными припасами выходивших на службу производилось в порядке общественной подмоги со стороны населения.
При переводе башкир в военно-казачье сословие были умело использованы особенности их жизни и быта. Царская администрация отмечала «большую склонность их к воинским упражнениям», способность «приучаться ко всем занятиям, необходимым для войны», они «искусно ездят верхом», «большие мастера управлять пикой, стрелять из ружей и особенно из лука», отмечались «сметливость, привычка к степной местности, неутомимость в степных походах, сносливость и крепость их лошадей».
В период кантонного управления башкиры и мишари были объединены в рамках одного башкиро-мещерякского войска. Со дня образования башкиро-мещерякское войско было подчинено непосредственно наместнику, затем военному губернатору.
В 1834 г. в целях усиления опеки военный губернатор края Перовский В.А. изъял башкиро-мещерякское войско из гражданского ведомства и полностью подчинил военным властям, а в августе того же года по его ходатайству были учреждены должность командующего башкирским войском, войсковая канцелярия и институт попечительства
Согласно ст. 2487 Свода военного постановления Российской Империи башкирско-мещерякское войско, также как оренбургское, уральское казачьи войска и ставропольское калмыцкое войско составляли иррегулярные войска.
2 августа 1834 г. полковник Т. С. Циолковский был назначен командующим Башкиро-мещерякским войском. Станислав Тимофеевич родился в 1788 г. в Белополье, происходил из польских дворян Волынской губернии. Военную службу начал в декабре 1807 г. в звании подпрапорщика в Шлиссельбургском мушкетерском полку.
Циолковский принимал участие в русско-турецкой 1806-1812 гг., Отечественной войны 1812 г., а также в заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
В январе 1835 г. командующий Башкиро-мещерякским войском был произведен в генерал-майора. За отличную и усердную службу С. Т. Циолковский награждается царским правительством орденами Св. Станислава I степени (сентябрь 1836 г. – за подавление восстания 1835 г.), Св. Анны I степени (за Хивинский поход 1840 г.).
По штату, утвержденному 30 мая 1836 г., канцелярия командующего имела двух столоначальников с двумя помощниками, одного письмоводителя и восемь служителей канцелярии (в числе последних два писаря, пишущих на языке «тюрки», и переводчик). С 1837 г. все дела, касающиеся башкир и мишарей, решались непосредственно через командующего войском и в учрежденной при нем канцелярии. Положением от 2 августа 1853 г. командующему Башкиро-мещерякским войском было предоставлено право начальника дивизии, что соответствовало чину наказного атамана Оренбургского казачьего войска.
В башкирских и мишарских кантонах часть должностных лиц имела действительные (армейские) офицерские звания (подпрапорщик, прапорщик, поручик, капитан, майор и т. д.) и классные чины, а также казачьи офицерские звания (урядник, хорунжий, сотник, есаул и т. д.). Офицерские чины присваивались за военные заслуги, долголетнюю службу, «за особые услуги» правительству. Основная масса кантонных чиновников имела только зауряд-чины, присваиваемые генерал-губернатором (зауряд-хорунжий, зауряд-сотник, зауряд-есаул). Зауряд-есаул мог получить казачий или армейский офицерский чин. В 1819 г. в 17 башкирских и мищарских кантонах служили 139 обер-офицеров, 5430 унтер-офицеров и зауряд-чинов, что составляло около 10 % от всего состава строевых. В 1837 г. обер-офицеров было 88 человек, унтер-офицеров — 1582, а зауряд-чинов – 1987.
В 1830г. вводится новое обмундирование в башкирском войске. «…Шапка белая, подшитая снизу бумажной материей красного цвета. Галстук черный шелковый или другой какой материал. Куртка синего сукна казачьего покроя, застегивается крючками с алого по борту воротника и обшлагов выпущенного. Погоны алого сукна с прорезным. Полка на желтом сукне, к оным пуговицы белые. Шаровары синие суконные казачьего покроя с одинаковыми лампасами алого сукна. Кушак бумажной материи светло-синего цвета. Сапоги черные. Пистолет на левом боку в черной кожаной альстреди, прикрепленной к портупее, к оному шнуру с кистями черной шерсти но образцу чрез левое плечо. Подсумок черной глянцевой кожи по образцу на такой же тесьме через левое плечо без набора, на нем железный пробойник, обвитый черным ремнем. Карабин на перевязи черной глянцевой сзади с медным набором, состоящим из пряжи, поперечника и наконечника по образцу через левое плечо, надетой сверху подсумка, крюк железный с пружиной. Портупея черной кожи с двумя медными пряжками. Сабля в железной оправе по образцу всех кавалерийских полков. Пика на древке черного цвета длиною с 4/2 аршина. У урядничьего мундира воротник, обшлага на рукавах обшиваются серебряным галуном, кисти на шнурке белого, черного и серого цвета, шапки черные. Офицерские мундиры во всем сходные с мундирами нижних чинов, но подсумок в черной кожаной тесьме с серебряным набором, портупея тоже, шапки черные, эполеты серебряные чешуйчатые. Седло казачье — волтрап казачьего покроя синего сукна, обшитый по краям алым сукном сверх подушки, чемодан серо-немецкого сукна с шинелью привязывается сзади седла, узда казачья».
Башкирских и мещеряксих казаков, также как и тептярей, активно привлекали к участию в войнах и заграничных походах. Однако основное назначение Башкиро-мещерякского войска в первой половине XIХ в. состояло в несении пограничной службы совместно с русскими казаками на Оренбургской линии, протянувшейся от р. Тобол до Каспийского моря. Ежегодно войско направляло на службу от 5500 до 10500 воинов. Линейные наряды обычно составляли служилые люди в возрасте от 20 до 50 лет, после достижения этого возраста они переводились на внутреннюю службу в качестве сторожей, посыльных и т.п.
Башкирская и казачья конницы признавались наиболее способными для сторожевой службы и отражения неожиданных набегов соседних кочевников. Успешно выступали они и во время масштабных военных кампаний России. Участие башкир в войне с Наполеоном, заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. — яркие страницы в военно-исторической летописи страны. Отвага и доблесть башкирских воинов снискали им уважение и славу среди простых солдат и высшего военного начальства, многие из них были награждены знаками отличия, медалями и орденами.
Уже в первых боях с Наполеоном отличились башкирские казаки: есаул Ихсан Абубакиров, хорунжий Гильман Худайбердин, рядовые Буранбай Чувашбаев, Узбек Акмурзин и ряд других. В дальнейшем Узбек Акмурзин отличился в боях под Гродно и Миром, Смоленском и Можайском, участвовал во взятии Парижа. За свои подвиги Узбек Акмурзин получил офицерские эполеты и был уволен в запас в 1814 г. в чине сотника, а также награжден знаком Георгиевского креста и медалью за взятие Парижа. В Бородинском сражении участвовали и три казачьих полка с Урала: 1-й Башкирский полк под командованием майора Лачина, 1-й Тептярский полк под командованием майора Темирова и Ставропольский калмыцкий полк под командованием капитана Диомидия. В дальнейшем эти полки приняли активное участие в партизанской войне против французов.
Так, например, казаки 1-гю Башкирского полка под командованием майора Лачина был включены в армейский партизанский отряд под командованием полковника Ефремова И. Е. , оперировавший вначале на Рязанской дороге, а затем на Серпуховской.
С самого начала полковник Ефремов ориентировался на достаточно крупные операции против французских захватчиков. 14 сентября 1812 г. партизаны в составе 3-х полков – Донского, 2-го Симферопольского конно-татарского и 1-го Башкирского – во встречном бою с противником у с. Вышневского нанесли французам ощутимое поражение. До 500 солдат и офицеров противника было взято в плен. В конце 1812 г. Ефремов получил приказ развернуть операции на Коломенской дороге, куда была переброшена основная часть его отряда.
Казаки же 1-го Башкирского полка были включены в партизанский отряд полковника Н.Д. Кудашева, зятя М. И, Кутузова. 1-й Башкирский полк участвовал в партизанских операциях на Серпуховской дороге.
Отряд Кудашева, успешно действуя на Серпуховской дороге и блокируя Москву, начал контролировать и Калужскую дорогу. Утром 4 октября Кудашев из с. Лопасни сообщил: «…по случаю выступления полковника Ефремова на Владимирскую дорогу, приказал я (майору Лачину) С башкирским полком перейти завтра на Калужскую дорогу, имея свои пикеты в Молоди».
Косвенное подтверждение участия башкирских казаков в партизанской войне на территории Калужской дороге описаны в поэме В. А, Жуковского «Певец во стане русских воинов» в отрывке, посвященному атаману Платову:
«Хвала наш вихрь-атаман,
Вождь невредимых Платов.
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По волю волком рыщешь,
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь.
Они лишь к лесу – ожил лес,
Деревья сыплют стрелы,
Они лишь к мосту – мост исчез,
Лишь к селам – пышут селы»
Стрелы в то время были на вооружении только тептяр, башкир и мишар. Эту поэму Жуковский написал в начале октября 1812 г. под Тарутино.
Часть документов о башкирских казаках попала в сборник документов главнокомандующего М. И. Кутузова (Воениздат Минобороны СССР, 1954 г.). Ниже приводится Рапорт от 23 сентября 1812 г. бригадного начальника башкирских полков подполковника Тихановского М. И. Кутузову о следовании трех башкирских полков в корпус П. Х. Витгенштейна:
«Следующие из Оренбурга башкирские пятисотенные конные 3-й, 4-й, 5-й полки по велению вашей светлости, объявленному от нижегородского гражданского губернатора Руновского и доставленному маршруту, в корпус господина генерал-лейтенанта Витгенштейна к Полоцку в местечко Соколищи, проследовали чрез Нижней-Новгород: 5-й – 9-го, 4-й – 17-го, 3-й – 18-го чисел сего месяца.
О чем вашей светлости покорнейше донесть имею.
Бригадный начальник подполковник Тихановский (подполковник Оренбургского гарнизонного полка, бригадный начальник башкирских полков).
1-й Тептярский полк был прикреплен к партизанскому отряду подполковника Д. В. Давыдова. Полк принимал активное участие в партизанских рейдах на Смоленской дороге. Позднее 1-й Тептярский полк был передан в ополченский корпус генерал-майора Яшвиля и отличился в боях в районе Рославля. За мужество и героизм проявленные в боях с французам командир 1-го Тептярского полка майор Темировым награждены орденами Св. Владимира IV-й степени с бантом, прапорщик Манасыпов — орденом Св. Анны III-й степени, а зауряд-хорунжий Ибрагимов был представлен к производству в чин хорунжего.
Боевой славой покрыли себя в бою 1-й, 4-й, 5-й, 9-й и 14-й башкирские полки, сражавшиеся под Лейпцигом, также в составе резервной армии Беннигсена. Многие казаки были удостены боевых наград. Орденом Св. Анны III-й степени за проявленную в «битве народов» храбрость были удостоены в частности офицеры 14-го Башкирского полка Насыр Абдуллин, Галикей Тамбулатов, Абдулла Сурагулов, есаул 9-го Башкирского полка Кутлугильда Ишимгулов, многие рядовые казаки удостоены военного ордена и медалей.
Об участии в заграничных походах казаков России есть материалы Общества по изучению истории и краеведения немецкого города Бендорф (немецкое сокращенное название GGH). Автор этих материалов Ханс Шарфенстайн, почетный член Общества GGH.
«Kosaken zogen 1813 in Bendorf ein.
… Als Folge dieser Ereignisse marschierten am 28. Oktober 1813 in Bendorf und allen Nachbarorten, auch in Sayn und Vallendar, russische Truppen ein. Ihre übergroße Zahl, die hier einquartiert wurde, brachte Bendorf und seinen Bewohnern viele Beschwernisse und manche Aufregungen.
Bei der Bevölkerung fanden allergrößte Beachtung das Aussehen und die Gewohnheiten der Kosaken. Viei belacht und verspottet wurde deren seltsame Bekleidung, einmal deshalb, weil sie das Hemd über der Hose trugen (Russenkittel) und dann die Hosen wiederum in Falten gelegt, rockartig über den Stiefeln. Ihre struppigen, nicht allzugroben Pferde, trugen anstatt des Sattels ein Kissen, und als Sporen diente den Kosaken eine kurze Lederknute. Lanzen, Säbel und Pistolen waren ihre Waffen.
Wie überall., so hatten sie auch außerhalb Bendorfs ein Lagerdorf errichtet, in dem ein buntes Leben und Treiben herrschte. In langen Reihen angepflockt, standen dort Ihre genügsamen Pferde, und wenn dann abends beim Lagerfeuer, bei Musik und Tänzen und dem Gesang der schwermütigen Lieder ihrer russischen Heimat, dabei die ganze Mentalität dieses fremden Kriegsvolkes zum Vorschein trat, kamen die einheimischen Zuschauer aus dem Staunen nicht heraus. In V allendar staunte man noch mehr über eine Abteilung «Kirgisen» und „Baschkiren», die sogar Kamele bei sich hätten. …»
Приводим перевод этого текста:
«Казаки вошли в Бендорф в 1813.
…В результате этих событий 28 октября 1813 г. в Бендорф и соседние городки, а также в Сайн и Валлендорф вошли русские войска. Их расквартировка принесла Бендорфу и его обитателям много трудностей и волнений.
У населения самое большое внимание вызывал внешний вид и привычки казаков. Их странная одежда вызывала удивление и насмешки, особенно потому, что они носили рубашку поверх штанов (немцы называли это русский халат), а штаны казаков были собраны в большое количество складок вокруг всей талии и выглядели как юбка, заправленная в сапоги. На их лохматых, не очень крупных лошадях вместо седел были привязаны подушки, а шпорами служили казакам короткие кожаные плетки. Их оружиями были копья, сабли и пистолеты.
Как и повсюду они устроили вне Бедорфа лагерь, в котором царили веселье и шумная суматоха. Привязанные к длинным рядам колышек, стояли их неприхотливые кони, а вечером у лагерного костра звучала музыка и пение меланхоличных песен их русской Родины и при этом был виден весь менталитет этого чужого воинственного народа, а за всем этим с изумлением наблюдали зрители из местного населения. В Валлендаре еще больше удивляли местных немцев воинская часть «Киргизов» и «Башкир», у которых с собой были даже верблюды…».

Лучшие свои традиции проявило башкирское войско в других войнах XIX в. С самого начала Русско-турецкой 1828-1829 гг. были отправлены в г. Тирасполь два башкирских полка. Сменив донских казаков, они несли кордонную службу вдоль границы на берегу Днестра, принимали вместе с Оренбургским и Уральским полками участие в боях при Козлу, и Кулевчи и при осаде крепости Варны. В годы этой войны башкиры добровольно выдали в пользу армии более тысячи верблюдов «для перевоза тяжестей через Балканские горы во время перехода русской армии».
В 1830-1831 гг. в связи с начавшейся русско-польской войной в Польшу, Литву и Белоруссию для борьбы с мятежниками были направлены пять башкирских полков, 2-й полк, 8-й и 11-й Сводные Оренбургские казачьи полки, составленные из башкир и казаков. Все они участвовали в боевых действиях, несли этапную службу по конвоированию военнопленных. Сводные оренбургские полки затем стерегли карантинные кордоны в Бессарабии, охраняя границу России от проникновения эпидемии моровой язвы.
Наряду с оренбургскими и уральскими казаками башкиры и мишари, находившиеся в составе отдельного Оренбургского корпуса, участвовали в походах и экспёдициях в казахские степи и в Туркестан.
В период с 1820 по 1840-е гг. в степь было направлено несколько экспедиций, состоявших из казаков, башкир и солдат, которые занимались геодезическими исследованиями, а также преследовали отряды степных кочевников нападавших на купеческие караваны и поселения. На границе в 30-40-е гг. в казахской степи шла настоящая война с ордами султана Кенисары Касимова, пытавшегося присоединить казахов Кокандскому ханству. В 1839 г. состоялся неудачный зимний Хивинский поход под командованием Оренбургского губернатора В. А. Перовского. Его отряд, состоявший из 5000 солдат, казаков и башкир, застрял в степи. От обморожения и болезней потеряно до 2000 человек, весь вьючный транспорт из 10000 верблюдов, 7750 троеконных телег и саней с таким же числом возчиков из башкир и мишарей. Несмотря на это, хивинский хан отпустил на свободу всех русских и отправил в Петербург посольство.
В 1853 г. В.А. Перовский повторил поход в Среднюю Азию, опираясь на предварительно созданные в степи совместным трудом русских солдат, казаков и башкир укрепления. В ходе короткой осады была взята штурмом Кокандская Мечеть, переименованная в форт Перовский, ставший опорным пунктом на вновь образованной Сырдарьинской линии.
В общем же башкиро-мещерякское войско стало к началу XIX в. самым крупным по численности казачьим войском на Урале. В 20-30-е гг. XIX в. до 70 % казаков Урала несших военную службу составляли башкиры и мещеряки. Позднее это соотношение, правда, начинает меняться, роль казаков — башкир и мещеряков постепенно падает.
Кроме того, башкирские отряды направлялись на полицейскую службу в города Москва, Петербург, Казань и ярмарочные, а также привлекались для розыска и поимки беглых крестьян, казаков и башкир.
Ежегодно на Бугульминском тракте постами расставлялись «охранительная стража» из 22-х башкир для безопасности прибывающих на ярмарку. Кроме того, для соблюдения «тишины и спокойствия» и «отвращения всяких беспорядков» во время ярмарки в г. Бугульму командировались башкиры 3- го кантона.
Военные силы Оренбургского края — Оренбургский отдельный корпус, казачьи войска (Башкиро-мещерякское, Уральское, Оренбургское, Калмыцкое), гарнизоны городов и крепостей нуждались в образованных людях. Отсюда — забота властей о создании различных школ для их нужд. Гарнизонные школы для солдатских и казачьих детей, действовавшие с конца XVIII в., в конце 20-х гг. XIX в. переименовались в батальоны военных кантонистов, дававшие начальное образование и военную подготовку. В 1850 г. к ним относились Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий батальоны, а также Звериноголовская рота и войсковое училище Уральского казачьего войска. Во всех из них обучалось 1530 учеников. Среди кантонистов были и башкирские мальчики. В 20-х гг. в Оренбургском казачьем войске открылись 18 станичных начальных школ ланкастерского типа. В середине века были 72 такие школы с охватом 2244 детей.
2 января 1825 г. в Оренбурге властями было открыто Неплюевское военное училище, преобразованное в 1844 г. в Неплюевский кадетский корпус. Он существовал на денежные пожертвования сословий, в числе которых были и башкиры. Корпус состоял из европейского и азиатского отделений. Срок обучения составлял 8 лет. Башкиры и мишари обучались на азиатском отделении. В последнем изучались русский, арабский, персидский, татарский (тюрки) языки, всеобщая и русская история, всеобщая и русская география, арифметика. Важное место занимали рисование, фехтование, военная подготовка. Восточные языки преподавали выпускники этого корпуса башкиры Мирсалих Бикчурин и Салимьян Кукляшев. В 40-х гг. XIX в. в нем училось 198 человек. В подготовке кадров для края кадетский корпус сыграл значительную роль. В 1831-1907 гг. его окончил 70 башкир и мишарей.
В 1852-1860 гг. в Неплювском кадетском корпусе обучался М. И. Уметбаев – крупный башкирский поэт-просветитель, ученый-энциклопедист.
В декабре 1840 г. Указом императора Николая I было утверждено Положение Оренбургского Неплюевского военного училища.
В 1855 г. согласно Положению Комитета Министров № 29060 «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22.02.1855 г. Башкиро-мещерякскому войску были присоединены тептяри и бобыли Оренбургской, Пермской и Вятской губернии, которых насчитывалось 266 тыс. душ обоего пола.
По Указу № 25769 от 31.10. 1855 г. впредь Башкиро-мещерякское войско стало именоваться «Башкирское войско». Было введено новое кантонное деление. Башкирское войско теперь состояло из 9 попечительств, 28 кантонов и 394 юрт. Если раньше кантоны формировались по этническому признаку, то теперь они имели сплошную территорию и смешанное население: башкиры, мишари, тептяри и бобыли. Ранние историки (XVIII – первая половина XIX в.) единодушно называют среди тептярей татар, башкир, марийцев, удмуртов, чувашей, мордву. Встречаются работы, в которых в состав тептярей включались «даже беглые русские крестьяне».
Таким образом, к 1855 г. Башкиро-мещерякское войско переименовывается в Башкирское войско и становится многонациональным, аналогично Оренбургскому казачьему войску, в состав которого согласно «Положению об оренбургском казачьем войске» от 1840 г. вошли белопахотные и отставные солдаты, солдатские малолетки, Ставропольское калмыцкое войско, нижние чины четырех оренбургских линейных батальонов с семьями, государственные крестьяне, башкиры, татары, мишари, живущие на войсковых землях.
Башкирское войско просуществовало до 2 июля 1865 г. Реформирование Башкирского войска началось 14 мая 1863 г. согласно «Положению о башкирах», утвержденному Александром II. В нем пояснялось: «Инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство…», т. е. из военно-казачьего сословия они переводились в гражданское. Согласно «Положению о башкирах», число кантонов сокращалось с 28 до 11. Башкиры «служащих» кантонов — Верхнеуральского и Оренбургского — продолжали нести военную службу. «Положение» от 14 мая 1863 г. явилось шагом на пути ликвидации кантонной системы управления в Башкирии. Переходный период закончился принятием 2 июля 1865г. закона «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство». По данному закону, кантонное управление в Башкирии упразднялось окончательно. Принятием этого закона закончилась вековая история башкирского казачьего войска.
Такая же участь постигла некоторые другие нерегулярные казачьи войска. В это же время были упразднены нерегулярные казачьи формирования Новороссийского края. В 1855 г. в Сибири расформированы Тобольский, Томский, Иркутский и Енисейский казачьи полки.
Мы можем назвать некоторые причины исторической трансформации казачества на Южном Урале. Это:
— изменение геополитической ситуации после завоевания Россией Средней Азии и Казахстана, а так же освоения Южного Урала и Западной Сибири;
— видоизменение экономической основы жизнедеятельности уральских казаков;
— насаждение правящим режимом сословных черт и армейского типа воинской службы;
— социальный раскол, Гражданская война, расказачивание, национальная политика Советского государства.
Казачество как социальная общность, отнюдь не является общественным архаизмом, у него есть будущее и не только в рамках собственно казачьих регионов. Именно на основе традиционного казачества возможно создание новых форм социального общежития, когда духовно-религиозная жизнь может сочетаться с традициями самоуправления на основе низовой социальной самоорганизации. Однако реальное возрождение нового казачества возможно только при условии переосмысления современного состояния России и российского общества, создания хоть каких-то реально служащих общественной консолидации духовных и социальных институтов.
И. З. Хабибуллин,
кандидат исторических наук, доцент
ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»